Создаем и внедряем IT-решения
для увеличения продаж
диагностика
За одну онлайн-встречу найдем проблемные области в вашей CRM системе и выявим возможные точки роста. Подойдет, если не знаете с чего начать.
Получить диагностику
Бесплатный аудит
Бесплатная диагностика вашей CRM для стратегии роста
Дополнительные услуги
Работаем онлайн по всему миру
Основные услуги
+ бонусы
Telegram бот и групповые чаты
Telegram Personal
WhatsApp Personal
WABA (WhatsApp Business API)
интеграция с мессенджерами в amoCRM
BlaBlaChat
Система записи и бронирования под любую сферу бизнеса
Кронос
Гибкое распределение сделок в воронке
Распределение сделок
Подключение сайтов к amoCRM
Интеграция с сайтом
Поиск и объединение дублей контактов и компаний
Поиск дублей
Выгрузка данных по Сделкам/Покупателям из amoCRM
Экспорт в Google-таблицы
Полноценная интеграция между CRM и 1С
1C интеграция
Работа с заказом, печатными формами, автоматизация
МойСклад интеграция
Создание документа любой сложности в 2 клика
Документы 2.0
Инструкции по виджетам и интеграциям

Показатели эффективности работы отдела продаж

Как измерить результативность и управлять продажами на основе данных. Рассказываем про основные метрики, которые покажут, где теряются деньги и как ускорить рост.
контроль качества продаж

Что такое KPI

Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, или KPI) демонстрируют, насколько успешно отдел продаж работает с клиентами, привлекая целевую аудиторию к покупке товаров или заказу услуг. С помощью рассчитанных значений можно оценить:
  • Эффективно ли трудятся менеджеры, окупают ли они расходы на свою работу
  • Удается ли реализовывать намеченный план, растет ли доля его выполнения со временем
  • Насколько успешно происходит перемещение лидов в рамках воронки продаж
Логично, что такие показатели должны быть не абстрактными, а конкретными, чтобы их можно было измерять в определенных единицах. Кроме того, оценка отдела продаж должна быть простой и понятной, чтобы для ее расчета и демонстрации не требовались сложные формулы, чтобы полученные результаты можно было объяснить всем заинтересованным. Наконец, важно ставить в качестве целей достижимые значения.
В качестве примера — конверсия посетителей сайта в лиды: пользователь, зашедший на сайт, должен завести аккаунт, оставить заявку, пообщаться с менеджером или совершить другое целевое действие. Если поставить задачу в течение месяца увеличить конверсию в двадцать раз — вряд ли получится этого добиться. Нужно здраво оценивать имеющиеся перспективы.
При расчетах принимайте во внимание специфику продукта, возможности компании, ее нынешнюю позицию на рынке и итоги прежних отчетных периодов. Лучше всего наращивать результаты планомерно. Ведь постепенный, но стабильный и уверенный рост — это намного лучше, чем резкие, скачкообразные «взлеты». Такие пики могут в моменте выглядеть оптимистично, но это обманчивое впечатление. Ведь они часто достигаются за счет необдуманных, спонтанных решений, а в дальнейшем приводят к застою или даже падению продуктивности.

Зачем внедрять KPI для отдела продаж?

Прежде всего, конкретные показатели нужны, чтобы реализацию планов можно было оценивать не общими понятиями вроде «хорошо» или «плохо», а на основе вполне конкретных цифр. Также практика показывает, что чем четче и понятнее целевые отметки, тем выше вероятность, что достигнутые результаты будут соответствовать ожидаемым.
Менеджеры, как и другие наемные сотрудники, трудятся эффективнее, если не просто знают, что за их работой следят, а ясно понимают, что от них требуется. Когда специалисту известно, что руководство с легкостью отметит все его успехи, так же как любые проявления лени и некомпетентности — это становится отличной мотивацией.
Еще одно преимущество — прозрачность оплаты труда. Это особенно актуально для персонала, который связан с активными продажами. Ведь в этом случае заработная плата, как правило, составляется из активного оклада и бонусов. А бонусы, в свою очередь, рассчитываются в соответствии с достигнутыми показателями. То есть эффективность работы отдела продаж непосредственно влияет на размер выплат. Также это становится основой для здоровой конкуренции между менеджерами, для их стремления трудиться как можно лучше.

В рамках развития бизнеса KPI дает возможность оценивать и планировать развитие всесторонне. Такой подход может включать в себя:
  • составление прогнозов на дальнейшие периоды
  • поиск ошибок и недочетов в текущей стратегии
  • оптимизацию рабочих процессов
  • создание прозрачной системы мотивирования
  • реорганизацию персонала по мере необходимости
Помимо этого, когда удается отслеживать позитивную и негативную динамику, гораздо проще не допускать катастрофических провалов, не заводить бизнес в тупик. Имеющиеся недостатки легче своевременно исправлять. Это связано как с планированием деятельности в целом, так и с заменой конкретных работников, если они трудятся недостаточно продуктивно и старательно.

Основные показатели эффективности продаж

Для разных ситуаций актуальны параметры, которые можно отследить тем или иным способом. По своему содержанию значения KPI делятся на несколько групп:

Показатели объема продаж

Сюда относятся:
  • объем продаж — сколько сделок было проведено за период или сколько продукции было реализовано;
  • рост продаж — насколько выше стали продажи по сравнению с одним или несколькими предыдущими периодами;
  • средний чек — позволяет определить, на какую сумму клиенты в среднем заказывают продукцию;
  • количество сделок — помогает отследить число сделок, заключенных в течение контрольного периода.

Показатели активности отдела продаж

Еще одна важная группа параметров, куда входят:

  • количество звонков — оценка работы отдела продаж на начальном этапе, когда только устанавливается контакт с будущим клиентом;
  • количество встреч — насколько успешно получается переводить потенциальных покупателей на этап живого контакта;
  • количество отправленных коммерческих предложений — демонстрирует, удается ли менеджерам добиваться от аудитории личной заинтересованности в заказе продукции;
  • количество новых лидов — число тех, кто совершил целевое действие и таким образом подтвердил свою готовность к совершению сделки.

Показатели конверсии

Основные показатели эффективности отдела продаж демонстрируют, насколько менеджеры справляются с тем, чтобы не просто получать много лидов, а реализовывать продукцию компании. К важным значениям относятся:

  • конверсия лида в потенциального клиента — переход на этап непосредственного обсуждения предстоящей сделки;
  • конверсия потенциального клиента в сделку — заключение договора по результатам контакта с сотрудником;
  • конверсия сделки в успешную продажу — оценка окончательного успеха, достижение итоговой цели проведенной работы.

Показатели эффективности работы менеджеров

Оценивать можно не только весь отдел целиком, но и каждого работника по отдельности. Для этой цели рассчитывают:

  • индивидуальный объем продаж каждого менеджера — в тех единицах, в которых измеряется количество продукции;
  • средний чек каждого менеджера — помогает отследить, сколько продукции сотрудник в среднем успевает продать за одно взаимодействие с клиентом;
  • количество сделок, заключенных каждым менеджером — оценка способности работать одновременно с достаточным числом людей.

Показатели удержания клиентов

У каждой компании есть свои особенности взаимодействия с целевой аудиторией, исходя из специфики бизнеса. Поэтому в анализ эффективности отдела продаж также входят:

  • коэффициент удержания клиентов (Customer Retention Rate) — какая доля покупателей, однажды обратившихся в фирму, приходит за продукцией снова;
  • пожизненная ценность клиента (Customer Lifetime Value) — доход, который клиент способен принести компании в течение всего времени, пока будет пользоваться продукцией.
и проведем онлайн-диагностику — покажем, как выглядят отлаженные процессы продаж в CRM и каких показателей можно достичь в вашей сфере.
Найдем решение ваших задач

Инструменты для измерения и анализа KPI

Чтобы оценивать достигнутые результаты и на их основе составлять дальнейшие планы, можно задействовать различные средства. К основным из них относятся:

amoCRM

Цифровая система управления взаимоотношениями с клиентами, которая обладает простым и понятным интерфейсом, помогает не терять потенциальных клиентов и отслеживать каждую заявку — причем вне зависимости от того, каким способом она была получена. Мобильное приложение оснащено сканером визиток и другими полезными функциями. В базе данных сохраняется вся история коммуникаций с клиентами и достигнутых договоренностей. Звонок совершается в один клик, есть встроенный мессенджер. Предусмотрены возможность автоматизации процессов и кастомизация CRM с помощью интерфейса разработчика.
amoCRM
CRM-система для автоматизации продаж и управления бизнесом
Что такое amoCRM простыми словами и какой ее функционал - мы рассказывали в этой статье.

Системы веб-аналитики

Цифровые сервисы, которые хранят и отображают показатели эффективности отдела продаж, помогают их оценивать и прогнозировать.
Calltouch

Системы сквозной аналитики

Ориентированы на то, чтобы отследить действия каждого потенциального клиента от первого клика или звонка до совершения продажи и дальнейших шагов.
Roistat

Системы телефонии и записи звонков

Упрощают ведение живого диалога с аудиторией. Позволяют записывать, хранить и воспроизводить уже проведенные диалоги, чтобы оценивать продуктивность отдела в целом и каждого сотрудника по отдельности.

IP-телефония

Инструменты для визуализации данных и создания отчетов

В соответствии с названием, благодаря этим средствам оценка эффективности отдела продаж становится более наглядной. Вместо множества чисел показатели предстают в виде простых для понимания диаграмм, а также детальных отчетов, где нужные значения распределены по позициям и сопоставлены друг с другом.
Yandex DataLens
ПОДРОБНЕЕ
Выведем отдел продаж на новый уровень за 3 месяца
Контроль качества продаж
Помимо этого, надо учитывать, что требуется оценить в той или иной ситуации: велики ли объемы продаж за определенный период, активно ли менеджеры работают над задачами, насколько успешно идет конверсия, получается ли удерживать клиентов и, наконец, насколько каждый отдельно взятый сотрудник справляется со своими обязанностями.

Критерии оценки отдела продаж могут существенно отличаться друг от друга в зависимости от специфики самого бизнеса и от той продукции, реализацией которой он занимается.
Таким образом, KPI — это не просто цифры, рассчитанные по определенным формулам. Это вполне конкретные значения, которые демонстрируют, эффективно ли трудятся менеджеры, справляются ли они со своими обязанностями, прилагают ли достаточно усилий. Кроме того, основываясь на собранной базе показателей, можно оценить продуктивность бизнеса как такового, отметить положительные и отрицательные моменты в действующей стратегии, чтобы сохранить и развить определенные тенденции, а где-то по мере надобности внести корректировки и изменения.

Важно подходить к этому вопросу грамотно и взвешенно. В таком случае проводить расчеты будет проще, а усилия не будут пропадать впустую.

Генезис - помогаем системно увеличивать продажи
С 2017 года мы помогаем бизнесу находить точки роста в процессах продаж и работать эффективнее, внедряя amoCRM и лучшие IT-решения.
Есть вопросы? Напишите нам
или напишите нам в мессенджеры
CRM-команда для вашего роста
Оставьте заявку и мы покажем реальные кейсы из вашей ниши и поможем подобрать решения, которые действительно работают!
Обсудим стратегию вашего роста
Почему лидеры рынка предпочитают работать с командой Генезис
В кейсах раскрываем, как мы создаём систему продаж на базе amoCRM, которая масштабируется вместе с компанией без потери качества в работе с клиентами
Скорость обработки заявок уменьшилась до 1 минуты
Длина цикла сделки уменьшилась на 160%
Скорость обработки заявок уменьшилась до 1 минуты
Недвижимость
+57%
Повторные сделки
+41%
Рост конверсии в продажу
+28%
Рост выручки
Общая выручка компании выросла на 28%
Производство
+40%
Ускорилась обработка заявок
Автоматизирован документооборот
Обработка заявок ускорилась на 40%
Производство
Читайте также
Следите за свежими кейсами и читайте полезные материалы в нашем канале:
Подпишитесь на наш Телеграм-канал
TELEGRAM-канал с пользой для бизнеса